Оптимизация структуры продаж на мясокомбинате

 

Мясокомбинаты условно можно разделить на два типа. К первому типу относятся мясокомбинаты, на которых основным технологическим процессом является убой живого скота. Основной продукцией являются туши или полутуши, сопутствующая продукция, компенсат, различные полуфабрикаты. Ассортимент продукции небольшой (20-50 наименований). Для таких мясокомбинатов характерно наличие отделения предубойного содержания скота, откормочников. Ко второму типу относятся мясокомбинаты, у которых значительной долей продукции являются колбасные изделия. При этом потребности в мясе, как правило, не могут быть удовлетворены из собственного убоя и удовлетворяются закупкой блоков. Ассортимент продукции достаточно большой (150-300 наименований). В данной статье будет рассмотрена оптимизация структуры продаж на мясокомбинатах первого типа. Оптимизация структуры продаж для мясокомбинатов второго типа является крайне сложной задачей и будет рассмотрена в новых статьях.

Постановка задачи. Мясокомбинат может продавать как мясо на костях (в тушах, полутушах, четвертях), так и компенсат. Определить, что продавать выгоднее для определенной партии живого скота (сравнить маржинальную прибыль).

Очевидно, что на решение данной задачи основное влияние будут оказывать цена закупки живого скота, его качество (упитанность), цена продажи мяса на костях, цена компенсата. Предположим, что была рассчитана стоимость мяса на костях См/к для данной партии живого скота. Данный расчет не представляет трудностей. Собираются все прямые затраты на закупку и убой партии (затраты на живой скот, доставку, затраты на зарплату убойного отделения и т.д.). Затраты уменьшаются на сумму полезного использования сопутствующей продукции (субпродукты, головы и т.д.) Оставшаяся сумма делиться на вес охлажденного мяса на костях - получается См/к. Для определения маржинальной прибыли от реализации компенсата необходимо рассчитать стоимость компенсата. Однако мы предлагаем затраты по компенсату привести к затратам мяса на костях по следующей формуле:

Сприв = См/к - (Р/100 *Цкомп - Цм/к) - (100-Р)/100*Цсопут + Зобвалка, где

  • Сприв - затраты на компенсат, полученного из 1кг м/к, преведенные к затратам м/к
  • См/к - затраты на 1кг м/к
  • Р - % выхода компенсата при обвалке
  • Цкомп - цена продажи компенсата за 1кг без НДС
  • Цм/к - цена продажи м/к за 1кг без НДС
  • Цсопут - цена сопутствующей продукции (кости, сухожилия и пр.) за 1кг. При желании данное слагаемое можно детализировать по составляющим сопутствующей продукции
  • Зобвалка – затраты на обвалку 1 кг м/к.

Если Сприв < См/к, то целесообразно продавать компенсат, а не м/к для данной партии.

Формула наглядно показывает, что стратегия переработки зависит не только от качества мяса на кости (% выхода компенсата при обвалке - Р), но и естественно цен продажи мяса на костях Цм/к и компенсата Цкомп. Немаловажным фактором может оказаться цена сопутствующей продукции  Цсопут  и затраты на обвалку Зобвалка.
Рассмотрим пример. Предположим, что

  • затраты на 1кг м/к составили 100 руб/кг
  • % выхода компенсата при обвалке составил 75%
  • Средняя цена реализации м/к 110 руб/кг
  • Средняя цена реализации компенсата 150 руб/кг
  • Средняя цена реализации сопутствующей продукции составила 8 руб/кг
  • Затраты на 1 кг компенсата 2руб/кг, что соответствует 2 * 0,75 = 1,5 руб/кг м/к. (Если затраты устанавливаются на 1 кг компенсата, то нужно их привести на 1 кг мяса на кости)

Сприв = 100 – (75/100*150 – 110) – (100-75)/100*8 + 1,5 = 97 руб/кг

Таким образом, более выгодно продавать компенсат. Причем, при продаже компенсата будет получен дополнительный доход по сравнению с продажей м/к 3руб/кг м/к.

Алгоритм экспертной оценки определения целесообразности использования данной партии живого скота реализован в КИС - "ТОД-Предприятие".

 

Copyright © 1999-2017 ООО «Технологии обработки данных». Автоматизация управленческого учета для промышленных предприятий.
Дизайн ООО "Технологии обработки данных". Тел.(499)763-01-87. E-mail: info@sqlfactory.ru

Вы здесь: Статьи Оптимизация структуры продаж на мясокомбинате